Ролевые игры мамы и дочки. Значение игры "дочки-матери" для вашего ребенка

Обучение детей с нарушением интеллекта первичным способам усвоения общественного опыта по средствам сюжетно-ролевых игр Педагогический опыт работы учителя-дефектолога I категории Довбенко Е.М. Раздел игра является центральным в обучении и воспитании дошкольников с нарушением интеллекта, что обусловлено местом и значением игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, в том числе и с проблемами в интеллектуальном развитии. Широкое использование разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с дошкольниками на протяжении их пребывания в дошкольном учреждении – необходимое условие успешного физического и личностного развития детей. В процессе этих игр происходит воспитание уважения и терпимости к людям, с которыми осуществляется постоянное общение, независимо от национальной принадлежности, знакомство с правилами безопасного поведения на игровой площадке, знакомство с основными традициями и обычаями, регулирующими общение представителей разных национальностей на Среднем Урале и месте проживания. Не мало важную роль в социально-личностном развитии детей играют сюжетно-ролевые игры В процессе этих занятий происходит уточнение, расширение наиболее значимых для определенной игры моментов: речевое развитие ребенка, формирование у него отдельных игровых действий, моделирование взаимоотношений с взрослым и со сверстником. Каждая сюжетно-ролевая игра разворачивается на один месяц, в течение которого дети учатся выполнять различные вариации игровых цепочек по одному сюжету: - игры направленные на последовательное обыгрывание кукол: «Дочки – матери», «Семья»; - игры на воспроизведение различных социальных ситуаций: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т.п.; - игры требующие конструктивных способностей: «Автобус», «Моряки» и т.п. Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Предлагаемые сценарии сюжетно-ролевых игр помогут сделать игру с вашими детьми интересной, а рекомендации по подготовке к их проведению облегчат вам организацию игр с детьми. Каждая игра рассчитана на 1 месяц, а сюжет игры распределен по неделям. Сюжетно-ролевая игра «Дочки - матери». Цель: - учить воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий, направленных на выполнение практической задачи (мытье куклы, кормление куклы, прогулка, укладывание куклы спать и т.п.); - развивать воображение и речевую коммуникацию; - воспитывать адекватное отношение к ролевым действиям; Оборудование: Оборудованный игровой уголок (кроватки, стол, стулья, посуда, Постельное белье, куклы голыши, куклы в одежде, коляска, ванночка, ковш, тазик для белья, сушилка для белья и т.п.) 1. Предварительная работа: 1.1 Привлечение внимания и интереса детей к игре. Воспитатель приносит в группу к детям фотографию своего ребенка (сына или дочки), обращая внимание детей на то, что воспитатель – мама, которая заботится о своем ребенке; 1.2 Обращение к личному опыту детей, выяснение родственных отношений; 1.3 Воспитатель выявляет, что знают дети о взаимоотношениях мамы и дочки (сыночка), чем они занимаются дома (спят, кушают, играют и т. п.) 1.4 Беседа об атрибутах, необходимых для выполнения мамой домашних дел; 1.5 Д/и «Сварим из овощей вкусный суп», «Будем учиться заваривать чай» (см. Гербова А.Б. Развитие речи. Стр, 38,42) 2. Литературно-информационная подготовка игры: Толстой Л.Н. - детям. См. Хрестоматию для дошкольников стр. 52 Муравейка И. «Я сама» стр. 55 Александрова 3. «Катя в яслях» стр.54 Квитко Л. «Дочка». 3. Сценарий игры: 1 неделя: «Завтрак куклы Маши». Педагог приводит в группу новую куклу и объясняет, что моя дочка, сейчас я буду кормить ее. Дети ожидающе садятся рядом с педагогом. Он сам берет на себя главную роль - роль мамы и дает Образец общения и действий: «Машенька, дочка, я сейчас приготовлю тебе кашку, а ты пока поиграй, вот возьми эту игрушку, не нравится, ну тогда вот эту! Хорошо.» Мама на плите варит кашу, накладывает ее в тарелку, усаживает дочку за стол. 2 неделя: «Ведем дочку на прогулку». Педагог вверяет игру, начатую на первом занятии в руки детей, со Стороны наблюдая за их игрой и ненавязчиво направляя детей в развитии сюжета. После того как дети накормили куклу, педагог предлагает детям пойти с ней погулять, и показывает образец взаимодействия с куклой: подбирает одежду по сезону, постепенно одевает ее, разговаривая с дочкой и т. п. 3 неделя: «Стираем дочке белье». Повторяются детьми игровые действия с предыдущих занятий, затем педагог предлагает новый сюжет игры: После прогулки дочка перепачкалась, и мама затевает стирку. 4 неделя: «Кукла хочет спать». Повторяются игры по желанию детей, из тех в которые дети играли, После чего вводится новый сюжет, и разыгрываются новые действия: кормление - сон; прогулка - сон; кормление - прогулка – сон - стирка и т. п. Мама говорит дочке ласковые слова, гладит по головке, зовет куклу искупаться перед сном, приготавливает ванночку, мыло, полотенце, Затем одевает кукле пижаму, усыпляет. Педагог действует сам, привлекая в игру детей, показывая им образец действий с куклой. 4. Способы выхода из игры: 4.1 Какая у нас замечательная дочка, ей очень понравилась каша, она очень аккуратно кушала, наелась, сказала маме спасибо. А теперь помогите мне убрать со стола... 4.2 Если игра не затухает, то можно заранее предупредить о том, что « кукла еще съела бы что-нибудь и завтрак окончен», или «Сейчас еще раз прогуляемся по дорожке и пойдем домой» и т.п. 4.3 Педагог берет на себя роль строгой мамы и говорит: «Доченька, ты уже наелась, выходи из-за стола, убираем посуду» или «Ты уже Хочешь отдохнуть, хватит гулять, или ты замерзла, пода идти домой». 5. Роли, которые могут исполнять дети: Мама (папа), дочка (сын). 6. Игровые действия: - накрывание на стол, расстановка посуды; - приготовление пищи, помешивание, наливание, накладывание в тарелки и т.п. - мытье кукле рук; - кормление куклы; - вытирание рта салфеткой; - уборка посуды со стола; - мытье посуды; - вытирание посуды сухим полотенцем; - подбор одежды для прогулки; - одевание куклы; - гуляние с куклой: игра с мячом, качание на качелях, катание в коляске, игра с погремушкой; - кукла упала, отряхнуть ее; - раздевание куклы; - умывание куклы; - посадить на горшок; - укладывать куклу спать: приготовить постельное белье, застелить кровать; - погладить куклу, поцеловать, спеть ей песенку, покачать; - стирка белья: помять белье, отжать, встряхнуть его, развесить на сушилке, потрогать, не высохло ли, снять, погладить, разложить в шкаф. Сюжетно - ролевая игра «Семья». Цель: - продолжать учить воссоздавать в игре логическую цепочку действий; - разнообразить действия детей с куклой и другими образными игрушками - формировать представления об отражаемой области действительности; - развивать потребность в общении, способность использовать как речевые, так и неречевые средства коммуникации; -воспитывать стойкий интерес к с/р игре; Оборудование: То же, что и в предыдущей игре, веник, пылесос, тряпочки для протирания пыли; 1.Предварительная работа: 1.1 Рассматривание семейного альбома; 1.2 Беседа с детьми о взаимоотношениях детей с родителями и родственниками; 1.3 Беседа с детьми на тему: «Чем мы занимаемся дома?» (игры детей, работа по дому, обязанности членов семьи; 1.4 Беседа об атрибутах к игре; 1.5 Д/игры: «Матрешкино новоселье» см. Гербову стр. 47, «Комната куклы» см. стр. 62; 2 Литературно-информационная поддержка игры: Дора Габе «Моя семья» стр. 191 Песенки потешки стр. 81 Александрова «Мой мишка» стр. 172 см. Хрестоматия для дошкольников. 3. Сценарий игры: 1 неделя: «Обед в семье». Педагог предлагает детям поиграть и распределяет между детьми роли и игровые действия, которые они будут выполнять. Действия детям уже знакомы из предыдущей игры «Дочки-матери». Мама приглашает семью за стол. Пока мама готовила обед и накрывала на стол, папа и дети мыли руки. Усевшись дружно за стол, пожелали друг другу приятного аппетита, детям (куклам) повязали слюнявчики или положили на колени салфетки и т. п. Мама дает указания о правилах поведения за столом, спрашивает не нужно ли кому добавки, папа просит добавки и хвалит обед и т.п. 2 неделя: «Выходной день в семье». После завтрака папа объявляет, что все идут гулять в парк. Одеваются, прихорашиваются. Мама одевает, заплетает дочку, папа помогает одеться сыну и т.п. Отправляются гулять в парк: рассматривают вокруг деревья, переходят дружно через дорогу и т.п. 3 неделя: «Помогаем маме» Роли распределяются заранее. Мама просит помочь ей в уборке дома, Распределяет обязанности. Уже знакомые действия по стирке белья дети выполняют самостоятельно, затем педагог вводит в игру новые действия по уборке квартиры (вытирать пыль, пылесосить, подметать, мыть пол). 4 неделя: «К нам пришли гости», В игре закрепляются навыки детей приобретенные ранее. Педагог берет на себя роль мамы и организует детей; уборку дома, готовят угощение, накрывают на стол. Затем показывает образец новых действий - встреча и прием гостей. 4. Способы выхода из игры: 4.1 Предложить детям логическое завершение действий, т.е. Выполнили поставленную задачу и игра закончилась. Итог подводит взрослый. 4.2 Если игра не затухает, то следует дать детям предупреждение о скором конце заранее. 4.3 Педагог возлагает на себя роль старшего, например, папы и завершает игру сам, аргументируя конец игры. 5. Роли, которые могут исполнять дети: Мама, папа, сын, дочка, бабушка, дедушка» гость (гостья) и т.п. 6. Игровые действия: - подготовка к обеду: мытье рук, вытирание полотенцем, - накрывание на стол, накладывание пищи, рассаживание, пользование салфеткой, - уборка и мытье посуды, вытирание со стола и т.п. - одевание на прогулку: подбор одежды, обуви, причесывание, закалывание заколок, заплетание, опрыскивание папы, мамы духами, игры с детьми на улице (см. с/р игру «Дочки-матери») - уборка дома: подметать, пылесосить, протирать пыль, собрать разбросанные игрушки, стирка белья (см. с/р игру «Дочки-матери»), встреча гостей (см. с/р игру «Дочки матери»). Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Цель: - учить создавать различные постройки из крупного и мелкого строительного материала, которые будут использоваться в игре; - развивать интерес к ролевым играм, стремление играть вместе со взрослым и сверстниками; - воспитывать бережное отношение игрушкам; дружеские отношения между собой. Оборудование: Руль, чехлы на стулья с изображением автобуса (макет автобуса), дорожные знаки и указатели, инструменты для ремонта автобуса, канистра, шланг, ведро с тряпкой, коробка передач, микрофон, бензоколонка, деньги. 1. Предварительная работа: 1.1 Рассматривание картинок «Шофер» (из серии «Кем быть»). «Едем в автобусе», иллюстрации в альбомах «Транспорт» и «Профессии». 1.2 Наблюдение за автобусом и работой шофера. 1.3 Настольно-печатные игры той же тематики. 1.4 п/и «Цветные автомобили» 1.5 Д/и «Внимательный водитель». 2. Литературно-информационная поддержка игры: 3. Александрова «Грузовик» С. Маршак «Милиционер» A. Кардашова «Дождевой автомобиль» Э. Мотковская «Я - автомобиль» B. Степанов «Шофер». «Водитель автобуса» 3. Сценарий игры: 1 неделя: «Строим автобус». Воспитатель предлагает построить автобус, чтобы всей группой можно было поехать в лес или на речку и т.п.. Для этого нужно поставить стулья так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружения можно оградить крупным строительным материалом, оставив спереди и сзади «двери» для посадки и высадки пассажиров. В начале автобуса место для водителя. Воспитатель выбирает водителя и кондуктора, остальные дети – Пассажиры. Роль кондуктора может взять на себя педагог. Пожалуйста, проходите в центр салона. Не забывайте оплачивать проезд! Детям раздают деньги, затем они покупают билеты. 2 неделя: «В автобусе едет семья». Дети заранее распределяют роли: мама» папа, дети. Договариваются, зачем и куда они едут, на какой остановке выходят. В предварительной беседе или по ходу игры выяснить, кто занимает места, а кто может постоять. Кому нужно уступить место. Как ведет себя папа - пропускает маму вперед во время посадки, подает руку, поддерживая на выходе. 3 неделя: «Едем в лес». Педагог объявляет, что после завтрака будет прогулка в лес. Напоминает, что к дальней поездке нужно хорошо подготовиться, - Что нужно взять с собой? -Кто едет с «детьми»? -Что взять «детям»? Во время путешествия необходима остановка, чтобы отдохнуть» перекусить, поиграть. Мамы кормят своих детей, собирают цветы, рассказывают, что можно увидеть в лесу, чего надо опасаться. После прогулки возвращаются домой. 4 неделя: «Экскурсия по городу». Роль экскурсовода берет на себя воспитатель. - Уважаемые пассажиры, посмотрите, пожалуйста, налево, мы проезжаем... - ...перед нами замечательное здание, называется... («Дом игрушек», «Почта», «Магазин» и т.д.) В ходе беседы выясняется назначение этих сооружений. Можно выйти из автобуса и провести экскурсию по территории д/с. 4. Способы выхода из игры: 4.1 Воспитатель предлагает продолжить игру на прогулке, взяв для этого необходимый выносной материал и атрибуты. 4.2 Можно предложить детям оставить сделанные постройки, с тем, чтобы вернуться к ним через некоторое время. 4.2 Педагог берет на себя роль кондуктора и сообщает о том, что Машина едет в гараж. 5. Роли, которые могут исполнять дети: Водитель, пассажиры, кондуктор, контролер. 6. Игровые действия. - построение автобуса; - управление автобусом (вращать руль, имитировать голосом работу мотора, предупредительного сигнала, сирены, открывать дверь и т.п.); - менять колесо, накачивать шины; - чинить машину; - мыть машину; - заправка; - посадка в автобус пассажиров и высадка из него; - продажа и покупка билетов; - объявление остановок; - предоставление места старшим, детям; - подготовка к дальней поездке (собирать вещи, воду, продукты, причесываться, наряжаться); - остановка на отдых. 7. Игры - спутники: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель: - формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении; - развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки; - продолжать воспитывать адекватное отношение к ролевым играм; уважительное отношение к друг другу. Оборудование: Форма продавца, весы, мешки для упаковки товара, деньги, кошельки, касса, машинки грузовые, товары (овощи, фрукты, игрушки, обувь, продукты и т.п.), хозяйственные сумки, витрина. 1. Предварительная работа: 1.1 Беседа с детьми на тему «Покупки»; 1.2 Обращение к опыту детей. Были ли они в магазине? Какие магазины бывают и что в них можно купить? 1.3 Беседа об атрибутах необходимых для работы в магазине; 1.4 Д/и «Магазин», «Овощи», «Кому что?». 2. Литературно-информационная поддержка игры: А.Барто «Игрушки» О.Высотская «Арбуз» И.Янчарский «Приключения мишки Ушастика в магазине игрушек» см. Гербова стр. 106 3. Сценарий игры 1 неделя: «Продуктовый магазин». Педагог объявляет, что сегодня в группе будет открыт «продуктовый магазин». Желающие сделать покупки дети выстраиваются в очередь. Взрослый сам берет на себя роль продавца и дает детям образцы общения и действий: «Здравствуйте, не стесняйтесь, подходите, что бы вам хотелось у нас купить? В продаже у нас имеются свежие овощи: картошка, капуста и т.д. Продавец представляет свой товар, обслуживает покупателей. Пожалуйста, следующий»! 2 неделя: «Магазин игрушек». Педагог вверяет игру в детские руки. Берет на себя роль покупателя, сообщая, что ему хотелось бы приобрести для своего любимого сыночка (дочки) игрушку и просит помочь ребенка-продавца выбрать подходящую игрушку. Педагог играет роль вежливого, но очень требовательного клиента. Если выясняется, что опыта ребенка недостаточно, то педагог Подсказывает ему: «Не могли бы вы показать мне вон ту игрушку? Как вы считаете, моему ребенку понравится эта игрушка? А как ей играть? и т.п.» 3 и 4 недели: «Магазин одежды», «Магазин обуви». По такому же сценарию. 4. Способы выхода из игры: 4.1 «Какие замечательные покупки мы сегодня сделали. А сейчас магазин закрывается. Завтра приглашаю вас за покупками еще». 4.2 Если игра не затухает, то дается заранее предупреждение: «Внимание магазин закрывается, просим вас не занимать больше очередь». 4.3 Педагог может взять на себя роль директора и сказать, что Магазин закрывается, чтобы пополнить его новыми товарами. 5. Роли, которые могут исполнять дети: Продавец, покупатели, грузчик, упаковщик товаров, кассир. 6. Игровые действия: - надевание продавцом формы; - взвешивание товара; - счет на кассе; - расчет и сдача; - упаковка товара; - раскладывание товара по мешочкам; - примерка одежды и обуви; - занимание очереди; - привоз и разгрузка нового товара. 7. Игры - спутники: «Семья», «Автобус», «Дочки-матери». Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская» Цель: - формировать представления детей о деятельности парикмахера; учить выполнять последовательность действий, направленных на выполнение его обязанностей; - развивать умение использовать предметы заместители; - воспитывать культуру общения с «клиентами» Оборудование: Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные расчески, флаконы, бигуди, ножницы, фен, пелерина, фартук для парикмахера, заколки, резиночки, банты, полотенце, модные журналы, и т.п. 1. Предварительная работа: 1.1 Беседа педагога о том, как он ходил в парикмахерскую; 1.2 Обращение к личному опыту детей; 1.3 Знакомство детей с трудом парикмахера; 1.4 Рассматривание иллюстраций по теме игры; 1.5 Беседа об атрибутах к игре; 2. Литературно информационная поддержка игры: 2.1 Загадки: Носить легко, ношу их много лет, Считать тяжело, а счета им не знаю (волосы). Два конца, два кольца посередине - гвоздик (ножницы). Глядись в меня хоть целый день, Коль на себя глядеть не лень (зеркало). Среди кудрей гуляла И зубчик потеряла (расческа). 2.2 Потешки: Расти коса до пояса, не вырони не волоса. 3. Сценарий игры: 1 неделя: «Парикмахерская». Педагог объявляет, что сегодня в группе открывается парикмахерская. Ожидающие выстраиваются в очередь. Педагог сам берет на себя роль парикмахера и дает детям образцы общения и действий: «Садитесь, пожалуйста. Что бы вы хотели? Вы довольны моей работой? и т.п.» 2 неделя: «Приведем себя в порядок». Педагог вверяет себя в детские руки: жалуется, что совсем некогда сходить в парикмахерскую, и просит ребенка помочь ему. Педагог играет роль вежливого, но требовательного клиента. Если опыт детей недостаточно широк, то педагог подсказывает ребенку: не могли бы вы сначала помыть мне голову? А теперь высушите меня феном! и т.п. 3 неделя: «Посещение парикмахерской всей семьей». Проводятся те же действия, только педагог предварительно организует игру «Дочки-матери», постепенно подводя детей к вхождению в игру «Парикмахерская». 4 неделя: «Покупка товаров для парикмахерской». Педагог перед игрой убирает все необходимые предметы из парикмахерской. Затем сообщает детям, что сегодня для парикмахерской поступил новый товар в магазин. Тем самым педагог подводит детей к игре магазин, а затем постепенно переводит игру в новое направление: предлагает клиентам поучаствовать в презентации нового товара, рассматривают каждый атрибут, оговаривают действие с ним, предлагает оформить уголок по - новому. 4. Способы выхода из игры: 4.1 «Какие вы все у нас красивые. Славно поработали наши парикмахеры. Но рабочий день на сегодня закончен. Завтра наша парикмахерская вновь откроется для вас». 4.2 Если игра не затухает, то предупреждение о конце игры делается заранее. «Внимание! Парикмахерская обслуживает последнего клиента, не успевшие могут посмотреть журналы и выбрать себе прическу, которую будут делать завтра». 4.3 Педагог может взять на себя роль директора парикмахерской и сообщить: «У нас закончился шампунь, и лака уже нет, придется закончить работу. Завтра непременно закупим все луче и новое». 5. Роли, которые могут исполнять дети: Парикмахер, ученик парикмахера, маникюрша, клиенты, мамы, их дети. 6. Игровые действия: - надевание на клиента пелеринки; - причесывание; - стрижка (стряхивание волос с пелеринки); - мытье головы; - вытирание полотенцем; - сушка феном; - окраска волос; - покрытие лаком; - опрыскивание духами; - накрутка бигудей; - плетение косичек (заколки, резинки); - рассматривание журналов, предложение чашки кофе. 7. Игры спутники: -«Дочки - матери»: предложить родителю сходить в парикмахерскую или сводить ребенка; - «Магазин»: организовать временный стеллаж по продаже косметических средств; - «Автобус»: предложить парикмахеру съездить за новым товаром на машине. Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: - знакомить детей с работой врача, учить выполнять игровые действия по показу, по образцу, а затем по словесной Инструкции; - развивать интерес к игре, стимулировать и поощрять речевую активность; - воспитывать умение сочувствовать, сопереживать больному, желание помогать. Оборудование: Медицинский халат и чепчик, сумка врача, игровой набор "Кукольный доктор", трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, градусник, шприц, вата, йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала), грелка, бланки рецептов. 1. Предварительная работа: 1.1 Рассматривание картины "Врач" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; 1.2 Экскурсия в медицинский кабинет; 1.3 Дидактические игры «Разные таблетки», «Найди, где болит?» 1.4 Беседа об атрибутах к игре, предметах заместителях. 2. Литературно информационная поддержка игры: Чтение Чуковский К.И. «Доктор Айболит» (отрывки) Кардашова А. «Наш доктор» 3. Сценарий игры: 1 неделя: «На приеме у врача» Педагог обращает внимание детей на то, что в группе заболела всеми любимая кукла. Педагог сам берет на себя роль врача и осуществляет осмотр пациента. Обращает внимание детей на инструменты, которые у него есть и уточняет для чего они нужны. Демонстрирует детям последовательность выполнения осмотра: измерение температуры, осмотр горла, прослушивание, затем назначает лечение. Затем предлагает детям поиграть также. 2 неделя: «Осмотр у врача» Игра вверяется в руки детей. Педагог помогает распределить роли между собой. На себя может взять роль мамы, что бы осуществлять необходимую помощь ребенку. 3 неделя: «Мама вызывает врача на дом» Педагог берет на себя роль мамы и демонстрирует новые игровые действия: беспокойство за сына или за дочь, трогает олову ребенка, измеряет температуру, просит показать язык и т.п., звонит врачу и говорит, что случилось. Дети распределяют заранее роли: кто будет врачом, кто медсестрой, кто шофером и выполняют игровые действия с помощью взрослого. Медсестра принимает вызов по телефону, делает запись в тетради, врач собирает сумку, шофер готовит машину к поездке и т.п. По приезду на место ребенок выполняет уже знакомые действия самостоятельно. 4 неделя «Скорая увозит больного в больницу» Проводиться по тому же сценарию, что и на предыдущей неделе. Затем педагог подводит ребенка к тому, что больного нужно везти в больницу: одеть, положить на носилки (если больной кукла) или проводить до машины, увезти в больницу, медсестра подготавливает дл больного палату. Проводится лечение. 4. Способы выхода из игры: 4.1 «Врач» говорит о том, что прием на сегодня окончен, предлагает прийти в следующий раз; 4.2 Взрослый берет на себя роль главного врача и заранее предупреждает, что принимает последнего пациента и прием заканчивается; 4.3 Звонит телефон, доктору сообщают, что его вызывают к больному на дом и прием заканчивается; 4.4 Игрокам сообщается, что больного положили на лечение и ему нужен покой, навестить его можно будет завтра. 5. Роли: врач, медсестра, пациент, шофер, мама, продавец лекарств. 6. Игровые действия: - приготовление инструментов, мытье рук, одевание формы; - проведение осмотра: прослушивание, осмотр горла, уха, раны, измерение температуры и т.п. - выполнение процедур: выписать рецепт, дать таблетку, поставить укол, наложить повязку, приложить грелку и т.п.; вызов врача на дом; - приезд по вызову: приготовление машины (заправить бензином, - накачать колеса, протереть окна и т.п.), сбор медицинской сумки; - Увоз больного на машине в больницу. 7. Игры спутники: «Семья» - предложить детям поиграть в дом, а затем подвести к игре в «Больницу»; «Автобус» - организовать поездку в больницу с целью осмотра детей. «Аптека» - по типу игры «Магазин». Работа с родителями Важное значение в обогащении опыта детей, имеет участие в этой работе родителей, которые, получая конкретные задания (сделать вместе с ребенком покупки в магазине, на рынке, в аптеке; показать и рассказать ему, как это нужно делать и т.п.), становятся активными участниками воспитательного процесса. Такая совместная деятельность является очень эффективной. Некоторые формы работы родителей с детьми: Беседа с детьми на следующие темы: «Мама, папа, я», «Кто, что делает дома?», «Разные профессии», «Машины в нашем городе» и т.п. беседы по сюжетным картинкам; Организация наблюдений за работой по дому мамы, папы, бабушки; в магазине за работой кассира, продавца, действиями покупателя; в больнице – работа врача, поведением больного; работой водителя, кондуктора; за действиями парикмахера и его клиента; Собственный пример родителей. Целевые прогулки в различные магазины (в зависимости от тематики игры), больницу, парикмахерскую на машине, автобусе, поезде; Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, рекомендованных педагогами по темам игр. Формы работы педагогов с родителями: Показ вариантов проведения игр. Совместная разработка сценариев для сюжетно-ролевых игр. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол, чеков, рецептов т.п.); Оформление альбома «Профессии», «Моя семья», «Модные прически»; Изготовление и выставка игрушек-самоделок (печенье, конфеты, овощи, фрукты, машинки и т.п. Выставка фотографий (фотогазета) в группе на тему «Играем дома и в детском саду»; Использованная литература 1. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996. 2. О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. 3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 4. Книга для чтения в детском саду и дома: 2 – 4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост.В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2006.

Анастасия Лукиных
Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки - матери»

Конспект сюжетно - ролевой игры «Дочки - матери»

в младшей группе

Цель : Совершенствовать умения заботиться о «дочке», накормить ее, уложить спать.

Воспитывать нежные чувства, ласку, доброту, любовь к ближнему, желание заботиться о кукле – «дочке», во время кормления разговаривать с «дочкой», укладывая спать, спеть колыбельную песенку. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Уточнение воспитателем приемов руководства игрой: размещение детей в

пространстве; наблюдение за игрой детей: выбор кукол, отношение ребенка к кукле, обустройство комнаты (строительство кроватки по размеру куклы и подбор постельного белья, умывальника, держателя для полотенца, стула и стола,

посещение магазина постельных принадлежностей, посуды, продуктов.

Задачи : Содействовать развитию игры как формы, в которой ребенок переходит к

передаче отношений в мире взрослых (мама, папа заботится о дочке и сыночке);

содействовать развитию воображения в подборе и использовании предметов -

заместителей и предметов в соответствии с их назначением;

содействовать умению детей размещаться в пространстве группы.

Предварительная работа : чтение стихов, беседы о маме и папе, игры с куклами на разных этапах, рассматривание иллюстраций на тему заботы мамы и папы о ребенке.

Оборудование: напольный строитель, атрибуты для игры в «Дочки -матери».

Ход игры:

Мотивация занятия.

Воспитатель : Давайте посмотрим на наших кукол, можно ли узнать, что у них сегодня праздник? Как же узнали? (ответ детей) А у них есть мамы? Давайте у них спросим. (воспитатель говорит, а дети повторяют)

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки вам дарит?

«Мама дорогая».

3]Воспита тель: Слышите? Куклы отвечают, что это-вы, их мамочки и папочки! После завтрака, дочки и сыночки, к вам придут и мамы, и папы и погуляют с вами, и покормят вас, спать положат в удобную кроватку. (Воспитатель обращается к детям)

Воспитатель : Подойдите к дочкам и сыночкам, спросите у них, кто хочет спать, а кто хочет кушать? (Дети подходят к куклам и спрашивают, определяют замысел игры)

Ответы детей

Воспитатель: Мамы и папы, чьи дети хотят спать, встаньте сюда. А папы и мамы, чьи дети хотят кушать, встаньте сюда. Так как ты позаботишься о дочке, а ты (опрашиваем детей). Да, мамы и папы так позаботятся о своих детях, как они их попросили. Но пока дети в детском саду, там с ними занимаются, мамы и папы будут свои дела делать.

Общая

Умывание

Опробование

(Дети стоят в кругу)

Хороводная игра: «Мама»

Мама дочку по головке

Гладит и ласкает (погладить себя по головке)

Розовые щёчки

Водичкой умывает (потереть ладошками щёчки)

Варит сладенькую кашку (имитация)

Гладит в детский сад рубашку (имитация)

В мягкую кровать кладёт

Колыбельную поёт (имитация укачивания младенца)

Баю Бай не моргай

Свои глазки закрывай (имитация укачивания младенца)

Пришло время отдыхать

А потом будешь играть! (погрозить указательным пальцем).

2 часть игровой деятельности

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Алло, здравствуйте! Кто говорит? Заведующая магазина? А что случилось? А –а –а, к вам поступило новое постельное белье и продукты питания и вы хотели бы,чтобы мы посетили ваши магазины?

Ребята, а вы хотели бы позаботиться о дочке (сыночке) и посетить магазины?

Хорошо, мы с ребятами согласны посетить ваши магазины и как только ребята заберут своих дочек (сыночков) с детского сада, мы сразу с удовольствием посетим ваши магазины. Спасибо!

Воспитатель подзывает к себе детей.

Воспитатель: Мамы и папы, чьи дочки и сыночки хотят спать, встаньте здесь, а папы и мамы, чьи дочки и сыночки хотят кушать, встаньте с этой стороны.

Дети образуют две подгруппы.

Воспитатель: Что хочет твой сынок? (Кушать). А что хочет твоя дочка? (Спать) .

Воспитатель: Теперь, давайте посмотрим, где же сделать удобные комнаты?

Воспитатель: Можно сделать квартиру, около (у книжного уголка) библиотеке, а можно сделать около продуктового магазина, а можно у магазина с постельным бельем. А можно сделать квартиру (около полки с растениями) у ботанического сада. Очень хорошие, просторные квартиры будут в центре города (посредине группы, но очень плохо (показать на полку со строителем) строить квартиру около строительной площадки. Решили, кто и где будет?

Дети идут по группе и встают в разных местах.

Воспитатель предлагает тем детям, кто укладывает спать попить водички, а остальные начинают строить.

Воспитатель: Хорошо, все теперь знают, где построят квартиры, идите и стройте.

Дети играют. Воспитатель наблюдает и подсказывает.

Воспитатель : С грязными руками неприятно кушать, червяки ведь могут в животик

попасть, и ребёнок заболеет. Какая чистая посуда лежит на столе… Очень приятно

засыпать, когда услышишь песенку или сказку. О, какие заботливые мамы покупают

сладости в магазине… .

Когда увидите, что время игры заканчивается или дети потеряли интерес, объявите.

Воспитатель: Выходной день заканчивается, скоро откроется детский сад.

Это объявление для детей сигнал к завершению задуманных действий, обозначающих

заботу о кукле.

Воспитатель: Выходной день заканчивается. Детский сад открыт.

Воспитатель стоит около своего стола, и берёте на себя роль воспитательницы кукольного детского сада, которая встречает детей-родителей.

Воспитатель: Здравствуйте, как прошёл выходной денёк? Как зовут Вашу дочку? Чем она угощалась дома? Все дети пришли в детский сад, никто дома не остался. Давайте посмотрим, какие же получились у нас квартиры!

Дети встают полукругом и видят все постройки.

Воспитатель: Замечательные получились квартиры и у магазина постельного белья, и у магазина посуды, и у ботанического сада, и в центре города! И кроватки купили прочные, и столы, и стульчики, и умывальники не забыли поставить в своих квартирах. А сейчас надо всё убрать по порядку. Девочки, принесите еду, мальчики, принесите посуду ….

Девочки убирают кирпичики, а мальчики кубики, мы помним правила «по одному». Поощряем детей похвалой.

Минутка шалости

3 часть игры - анализ.

Дети и воспитатель сидят на стульчиках.

Воспитатель : Что делала дочка (сынок) дома? Чем же угощалась? Что ты сделал, чтобы ему удалось хорошо поспать?

Воспитатель : Как же ты узнал, что сынок хочет кушать (спать?

Воспитатель : Как ты узнал, что еда, которую ты приготовил, понравилась дочке? Как ты узнал, что дочка выспалась, хорошо отдохнула?

Воспитатель : Да, у всех детей хорошо прошёл выходной день. Родители были

Краткое содержание: Игра в дочки-матери. О чем может рассказать игра в дочки-матери? Игра как зеркало системы семейных отношений.

Редко можно встретить девочку, которая не играла бы в такую традиционную игру, как "дочки-матери". Меняются времена и качество игрушек, но игра передается от поколения к поколению и кажется такой же естественной и необходимой, как сами детско-родительские отношения.

Если наши бабушки использовали в качестве воображаемых младенцев свертки из тряпок, то современные девочки имеют возможность играть целыми кукольными семьями, кормить игрушечных малышей и возить их в уменьшенных копиях настоящих детских колясок. Но все это лишь внешние изменения, которые могут дать новые игровые возможности. Суть игры остается той же.

В игре "дочки-матери" дети воссоздают систему семейных отношений, примеряют на себя роли разных членов семьи, отыгрывают конфликты по отношению к тем или иным родственникам. Поэтому наблюдение за такой игрой вашего ребенка может дать вам очень интересную, подчас неожиданную, но всегда полезную информацию о том, какой видит вашу семью сын или дочь, что он (она) воспринимает в ней в первую очередь, как понимает смысл запретов и требований, с кем отождествляет себя ребенок и многое другое.

Постарайтесь увидеть естественную игру ребенка (чаще дочери) с куклами или другими детьми, где сюжетом будет какое-то семейное событие. Такие игры - не редкость, поэтому от вас требуется просто внимание и умение быть нейтральными (не вмешиваться в игровое действие и никак не влиять на него, даже косвенно).

Увидели? Тогда сделайте вид, что занимаетесь своими делами, и анализируйте. Обратите внимание на то, роль какого члена семьи играет ваша дочь. Какие манеры и привычки этого члена семьи копируются? Если это родитель, например мать, то как она ведет себя по отношению к ребенку? Что запрещает? Что разрешает? Как и за что наказывает? Каким образом хвалит и поощряет? Объясняет ли правила и ограничения или просто требует их выполнения? Как она обращается к ребенку? Какие интонации чаще всего звучат в ее голосе? Привлекает ли мама к воспитательному процессу отца или других членов семьи? В каких случаях?

Таким образом, вы сможете увидеть себя со стороны, как в зеркале. Не пугайтесь, если это зеркало покажется вам кривым: естественно, реальные факты искажаются, проходя сквозь призму восприятия ребенка. Однако в игре "дочки-матери" все же сохраняются основные тенденции семейных отношений, так же как если вы видите утрированными какие-то эмоции, то, скорее всего, они действительно имеют место в душе ребенка, но не в такой степени выраженности.

При этом игра ребенка, конечно, не так прямолинейна и однозначна, чтобы относить все увиденное на свой счет. Иногда дети в игре воплощают свои фантазии о том, как они хотели бы видеть то или другое событие, то есть вы можете увидеть не действительное, а желаемое.

Поэтому не торопитесь с выводами, пока не соотнесете игровые проявления с реальными событиями и не проанализируете, почему они так отличаются друг от друга.

Как уже было отмечено, детская игра "дочки-матери" может воспроизводить огромное количество элементов общения внутри семьи, так что остановиться на каждом в отдельности вряд ли возможно. Поэтому давайте проанализируем несколько примеров таких игр, чтобы понять, какие детали игрового действия могут оказаться существенными.

Кате 5 лет, она недавно стала ходить в детский сад. Сейчас девочка играет в дочки-матери. Она уложила куклу спать, почитала ей сказку, поцеловала на ночь. Через некоторое время она снова подходит к кроватке и начинает будить куклу, ласково приговаривая: "Вставай, доченька, пора в садик". Затем девочка берет куклу в руки, делает движения, как будто кукла подпрыгивает на месте, и начинает писклявым голоском хныкать: "Я не хочу в садик! Я хочу спать! Я хочу остаться с тобой! Мамочка, ну пожалуйста!" Катя снова изменяет голос на спокойный и ровный и отвечает, беря куклу на руки, как младенца: "Ну, тихо, тихо. Не хочешь в садик? Ты устала, не выспалась? Ну ладно, моя маленькая, поваляйся еще немножко, а потом поедем со мной на работу". Во время этой речи она улыбается кукле и укачивает ее.

Наблюдавший эту сцену взрослый может подумать, что Катина мама - очень мягкий и все разрешающий родитель, стремящийся выполнить любой каприз своей дочери. Однако это впечатление обманчиво. Приведенный пример является как раз иллюстрацией к игре-компенсации , в которой ребенок разыгрывает желаемый образ действительности. На самом деле Катина мама - очень занятой человек, на котором лежит ответственность за развитие собственного, недавно начатого бизнеса, поэтому она не имеет ни сил, ни времени, чтобы реагировать так, как это было в игре дочери.

Где правда, а где вымысел в этой игре? Может быть, Катя воспринимает маму как жесткую, запрещающую и холодную? Откуда взялась модель поведения "разрешающей" матери? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо учесть круг общения девочки и особенности исполнения ролей дочери и матери в игре.

Игра с куклой (в отличие от игры с другим ребенком) позволяет девочке отождествляться то с матеръю, то с дочерью (то есть со своим собственным состоянием в определенные периоды). Играя за мать, Катя не только говорит то, что она хотела бы услышать от мамы по утрам, когда не хочет с ней расставаться, но и копирует манеры "хорошей" матери. Это говорит о том, что девочка все-таки видела такие манеры в реальности, у нее есть образец для подражания в игре. Кто же стал прототипом? Возможно, это ее бабушка, а возможно, сама мать в тот период, когда она не работала и сидела с детьми дома.

Обратите внимание еще на такой момент: когда Катя играет за дочку (куклу), то она капризничает, часто повторяет слово "хочу", но в ее интонациях и действиях не чувствуется злости или обиды на мать. Все это дает основание полагать, что переживаемый в игре внутренний конфликт - это конфликт столкновения с реальностью, в которой детские яркие "хочу" подавляются серьезными "надо" и "нельзя". Девочка, начав посещать детский сад, впервые рассталась с матерью, впервые столкнулась с тем, что мама в выборе действий руководствуется не интересами детей (ее и старшей сестры), а интересами непонятного ребенку "дела" Она тяжело переживает такие изменения в своей жизни, этим вызвано и ее нежелание ходить в садик (где ей, кстати, очень нравится). Как вы видите, в игре она создает компромиссный вариант решения проблемы: она предлагает быть с матерью рядом, не отрывая ее от работы.

Такая игра-компенсация, хоть и не является прямым отражением действительности, все-таки может многое рассказать о реальных отношениях ребенка и родителя и о том, как он понимает происходящее (девочка признает необходимость работы для матери, но скучает по ней и пытается справиться с чувством брошенности и одиночества, не понимая, почему изменился стиль общения мамы дома - он стал менее эмоциональным, чем раньше, в силу нехватки времени и интеллектуальной занятости матери).

Теперь перейдем к рассмотрению игры, имеющей более прямые связи с реальностью.

Шестилетняя Лена играет с кукольным малышом. Все ее движения быстрые, импульсивные. Она все время эмоционально говорит. Вот она усаживает куклу за столик, наспех кормит и причитает: "Ешь, пока еще у нас есть деньги! Но мы остались ни с чем, нам скоро будет не на что купить молока! Бедный мой малыш!" Затем девочка роняет игрушечную тарелку на колени куклы и начинает кричать: "Ну вот, опять испачкался! Я с вами с ума сойду! Какой грязнуля!" Она быстро срывает с куклы ползунки, переходит в другую часть комнаты и начинает делать вид, что стирает их. Затем вешает их на стул, и, заметив, что пупс лежит голый на полу, бросается к нему, берет на руки, жалеет и говорит: "Маленький, упал! Ты ничего себе не сломал?" - укачивает малыша. Что-то у окна привлекает внимание Лены, она подходит к нему. Там стоит игрушечный телефон, Лена снимает трубку и говорит: "Что? Какой ужас! Сейчас выезжаю!" Потом она смотрит на малыша и говорит: "Что же ты голый сидишь? Одевайся, я сейчас". Девочка подходит к зеркалу, делает вид, что красит губы карандашом, затем резко разворачивается и кричит на пупса: "Я что сказала? А ну, быстро одевайся, а то накажу!", наконец, подбегает к нему, шлепает и быстрыми неловкими движениями начинает натягивать ползунки.

Наверно, не нужно быть специалистом, чтобы по данной игре понять, что внутренний (а скорее всего, и внешний) мир девочки является весьма хаотичным, нестабильным и дискомфортным. Обратите внимание на то, что Лена играет только роль матери, она не действует и не говорит за малыша. Он в этой игре - исключительно объект, - объект, который можно кормить, переодевать, ругать, жалеть, которому можно жаловаться на жизнь, но чувствами которого никто не интересуется.

Необходимо сказать, что в своей хаотичной игре Лена довольно точно передала эмоциональное состояние своей матери (обиду, взвинченность, ожидание от жизни новых бед, восприятие случайных неприятностей как злого умысла, направленного на то, чтобы лишить ее спокойствия, и т. п.).

Все эти чувства действительно подтвердились в процессе психологической консультации мамы Лены, выяснились также их причины. Оказывается, что папа Лены ушел из семьи, когда дочке не было и года. Его супруга долго переживала утрату этих отношений, а также свою беспомощность в сложившейся ситуации. Маленький ребенок, оставшийся от разрушенного брака, воспринимался ею то как помеха (из-за которой она не может начать активно функционировать в профессиональной и личной жизни, пытаясь начать все заново), то как испытание на прочность (требующее сил и терпения, которых так не хватало в той ситуации), то как несчастный, брошенный и беспомощный человечек, каким она сама себя чувствовала (жалея малышку в такие моменты, она как бы жалела саму себя). Не найдя поддержки у собственных родителей, молодая мама впала в депрессию, пытаясь продолжать хотя бы механически ухаживать за ребенком.

К тому времени, как Лене исполнилось шесть лет, ситуация в семье, конечно, начала изменяться. Мама начала успешно работать, стали налаживаться отношения с бабушкой. Но все мы "родом из детства", поэтому за девочкой, как и за ее мамой, к этому моменту тянулся длинный шлейф эмоциональных травм. Отношения между матерью и дочерью к тому моменту тоже во многом стали привычными: несмотря на то что женщина мучилась чувством вины перед дочерью, она действовала по привычной схеме - говорила, что делать, торопила, грозила наказать.

Таким образом, мы видим, что игра Лены не только отражает настоящее ее семьи, но и приоткрывает нам завесу прошлого. Возвращаясь к минувшим событиям, девочка пытается вновь и вновь осмыслить пережитые ею страх, удивление и обиду. Играя мать, она отождествляет себя с ней, старается понять, что движет ее действиями.

Какие выводы может сделать мама, увидевшая такую игру дочери, какие шаги предпринять, чтобы помочь своему ребенку? Во-первых, нужно признать, что те травмирующие события, которые девочка, по мнению мамы, не может помнить, все же оставили в ее душе шрамы. Ведь маленький ребенок находится в симбиотических отношениях с мамой (их эмоциональный мир един, ребенок переживает все те чувства, которые испытывает мать), поэтому, не понимая причин, ребенок тоже горевал и тоже боялся, не зная чего. Во-вторых, игра четко демонстрирует, какой воспринимает Лена роль матери: только сложности, обязанности, неприятности, естественно, что это не может положительно отразиться ни на ее самооценке (я - помеха и "горе" мамы), ни на ее принятии роли матери в дальнейшем.

Поэтому маме нужно проделать большую душевную работу: стараться ежедневно осмысливать свои чувства и действия, направленные на ребенка.

- Как она теперь ощущает себя в роли мамы?

Получает ли она удовольствие от общения с дочерью?

Как она проявляет свои положительные эмоции?

Не переносит ли она на дочь агрессивные чувства, вызванные совершенно другими людьми и событиями?

Не забывает ли она не только ругать и наказывать за плохое поведение, но и поощрять за хорошее?

Объясняет ли она свои требования и поступки на доступном девочке уровне, или, как в раннем детстве, ребенок вынужден подстраиваться под настроение мамы и, ничего не понимая, принимать происходящее в семье как погоду, на которую нельзя влиять и трудно прогнозировать?

Кстати, на все эти вопросы не вредно будет ответить каждому родителю, чтобы актуально чувствовать динамику ваших отношений с ребенком, не "застрять" в какой-то одной стереотипной родительской роли, которая может уже не соответствовать вашему состоянию и нуждам сына или дочери.

Третий пример, который мы рассмотрим, раскроет вам хитрость режиссерского замысла, которая встречается в играх некоторых детей.

Ире четыре года, она играет с пупсиком. Начало игры совершенно традиционно: она укачивает куклу и напевает ей песенку, словом, ведет себя как примерная мать. Вдруг она роняет пупса на пол, всплескивает руками и говорит: "Упал!" При этом девочка улыбается, отчего становится очевидно, что упал он не без ее помощи. На пару минут Ира снова превращается в добрую и заботливую маму: гладит и качает игрушечного ребенка. Потом заявляет: "Фу, описался!" - и несет его в ванную, чтобы вымыть, но вместо того, чтобы ополоснуть пупсика, закидывает его в стиральную машину и смеется. Подобная игра продолжается еще минут десять, явно доставляя девочке удовольствие.

Давайте подумаем, что рассказывает нам о семейных отношениях такая игра. Является ли поведение Ириной мамы непоследовательным, действительно ли оно чередует заботу и халатность, может быть, даже жестокое обращение с ребенком? Один момент в игре заставляет нас сомневаться в этих гипотезах - в своих действиях девочка то отождествляется с той ролью, которую играет, и выполняет ее серьезно и старательно, то как будто выходит из нее, реагирует непосредственно и эмоционально.

Чтобы лучше понять происходящее в игре, конечно, нужно сказать о ситуации в настоящей семье ребенка.

У Иры полгода назад родился брат. Что это значит для ребенка трех с половиной лет? То же, что для короля потерять свой трон! Он перестает быть центром Вселенной (или, по крайней мере, отдельно взятой семьи), он должен делить с новорожденным внимание родителей (причем не поровну), он из самого маленького резко превращается в "старшего" и "почти взрослого".

Какие чувства должен испытывать при таких потерях маленький еще ребенок? Если кому-то хочется ответить, что рождение брата или сестры - всегда радость, то пусть он перечитает предыдущий абзац и еще раз попробует представить крушение мироздания, которое переживает первенец (в качестве компенсации которому обещают братскую дружбу, но как это реализовать с маленьким кричащим и ничего не умеющим малышом непостижимо для его старшей сестры или брата).

Конечно, первый ребенок в семье испытывает ревность, злость и даже ненависть по отношению к маленькому сопернику, отнявшему у него любовь и внимание родителей. И должно пройти время, прежде чем первенец справится с такими чувствами. А любящие родители должны постараться не закрывать глаза на отрицательные эмоции старшего ребенка, омрачающие их радость, а признать их право на жизнь, после чего они могут помочь малышу справиться с этими переживаниями и не считать себя "злым" и "плохим" за то, что он чувствует это.

В игре Ира нашла неординарный выход из своего внутреннего конфликта. С одной стороны, она сильно ревновала к братишке и испытывала желание устранить соперника, сделать ему больно или неприятно. С другой стороны, она понимала, что такие действия очень огорчили бы мать, а возможно, ее даже наказали бы за них. Кроме этого, ее чувства к брату, скорее всего, не так уж однозначны: она не всегда чувствует ненависть к нему, иногда она испытывает радость, возясь с малышом и помогая матери ухаживать за ним.

В силу всех этих чувств и мыслей девочка не хочет даже в игре взять и просто устранить брата или намеренно нанести ему вред. Однако она испытала бы некоторое удовольствие и чувство восторжествовавшей справедливости, если бы мама совершила какую-то оплошность в уходе за ребенком - ведь в такой ситуации никто не виноват, все остаются хорошими и добрыми (и мама, и она сама).

Так то, что трудно свести в едином сюжете даже профессиональному режиссеру, находит реализацию в игре ребенка, где мама делает случайные действия, наносящие вред младенцу. При этом мама остается положительным персонажем - она тут же жалеет своего сыночка. А сама Ира как бы наблюдает за происходящим, смеясь, когда маленький тиран свергнут со своего трона. Находчивый ум ребенка подсказывает ей поводы для совершения нового возмездия, она не просто закидывает братца в машину с бельем, а делает это для того, чтобы отмыть его, а помыть его, в свою очередь, нужно потому, что он описался. То есть все достаточно логично, даже если и пришло в голову ребенка совершенно спонтанно.

Как вы видите, такая игра в "дочки-матери" демонстрирует нам, что за ролью матери может скрываться обиженный и мечтающий отомстить второй ребенок. И хотя подобные игры пугают родителей двоих детей, тем не менее они полезны потому, что открывают истинные чувства ребенка, которые он боится обнаружить иным путем, но которые совершенно естественны и должны быть поняты и приняты родителями.

Однако игра "дочки-матери" может стать не только источником уникальной информации о том, что переживает ваш ребенок, но и средством, с помощью которого вы можете повлиять на его картину семьи. Для этого от созерцания нужно будет перейти к активным действиям.

Предположим, что из игр своего ребенка вы поняли, что он переживает ваши запреты и ограничения как избыточные, обижается, что вы не выполняете всех его пожеланий. После этого вы стараетесь вести себя с ребенком более мягко, объяснять все свои требования. Но это не помогает, когда ребенок начинает откровенно капризничать и пытаться добиться своего. Тогда включитесь в ролевую игру "дочки-матери", где предложите сыграть роль ребенка (дочки или сына), выберите соответствующую по размеру и характеристикам куклу. Ваш ребенок, напротив, пусть сыграет роль мамы или папы.

Далее начните вести действие так, чтобы в нем возникло отражение той ситуации, когда ребенок капризничает чаще всего. Допустим, это происходит при походе в магазин. Создайте нужные декорации и начните со своим пупсом делать то, что обычно совершает ребенок, выводя вас из душевного равновесия. Можно немного преувеличить размах событий. Каждый раз дожидайтесь ответной реакции ребенка (в роли матери или отца). Словом, играйте так, чтобы ваш малыш почувствовал себя на вашем месте, понял, что вы чувствуете, когда он упрямится.

В процессе таких игр "наоборот" вы также можете получить от ребенка "подсказку", то есть неосознанное, выраженное через игру пожелание, каких действий он ждет от вас, что могло бы утешить и успокоить его.

Так что наблюдайте, анализируйте и включайтесь в игру (по старинке названную здесь "дочки-матери", но играть в которую могут все члены семьи независимо от пола), чтобы понимать своего ребенка и строить с ним позитивные отношения.

Другие публикации по теме данной статьи:

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Для детей дошкольного возраста: сегодня поиграем в дочки-матери. Наблюдать за тем, как ребенок разворачивает семейный сюжет, очень интересно и полезно. Во-первых, видишь себя со стороны: наиболее часто звучащие фразы, типичные поведенческие реакции, интонации воспроизводятся девочками точь-в-точь. Особенно важно для самоконтроля присматриваться к вышеперечисленным деталям в тот период, пока малышка еще не посещает детский сад и копирует по сути только маму.

С другой стороны, совместная игра – хорошая возможность внести коррективы в поведение ребенка, мягко обратить внимание на то, как сложно бывает с капризным малышом, который не хочет укладываться в кроватку или купаться. Высока вероятность, что дочка сама подскажет родителям выход из проблемных ситуаций через игру: допустим, засыпать под песенку, а не после сказки и т.п. Однако все воспитательные моменты внедряются очень деликатно, чтобы игра не превратилась в назидательный кукольный спектакль.

Варианты сюжетов для игры в дочки-матери (семью):

  • готовим вместе с мамой (перекликается );
  • день рождения дочки;
  • ухаживаем за младенцем;
  • малыш заболел;
  • встречаем гостей;
  • на прогулке;
  • семья идет за продуктами (см. аксессуары к );
  • наряжаем дочку на праздник;
  • любые другие сюжеты, знакомые ребенку из реальной жизни.

Если взрослые не знают или забыли, как обустраивать подобные игры, можно начать с онлайн-игрушек, доступных бесплатно в Сети. Многим девочкам трех лет и старше нравится «Малышка Хейзел» (Baby Hazel). Красочная, разбитая на отдельные игры жизнь малышки разнообразна и интересна. Управление простое, умение читать не требуется. Однако заменить реальную сценку «дочки-матери» виртуальный аналог не может и не должен – лучше использовать его как старт и подсказку.

Аксессуары для сюжетно-ролевой игры в семью (дочка берет на себя роль мамы, старшей сестры):

  • пупс (кукла) в одежде;
  • игровая мебель и ванночка;
  • кукольная посудка или бутылочка;
  • расческа;
  • другое – в зависимости от действий с куклой.

Замечательно, если удастся в детской комнате обустроить небольшой тематический уголок. Игра в дочки-матери развивает моторику, воображение и речь, тренирует детскую память, учит играть в коллективе, способствует закреплению навыков вежливого поведения, заботе о младших.

Не все девочки любят играть в куклы. Довольно часто причина в том, что они просто не знают, что и как делать с игрушечными красавицами. Поиграйте с дочкой несколько дней/недель сами – увлеченно, без оглядки на часы. Высок шанс, что ваш энтузиазм передастся малышке. А может, ей понравятся не пупсы, а маленькие куколки? На сайте «Шпаргалка для родителей» опубликовано подробное описание для девочки четырех лет. Инструкция включает 26 фотографий.

На этом мы закрываем описание сюжетно-ролевых игр для дошкольников, однако вариантов для реализации у вас есть еще очень много: почта, библиотека, рыбалка, аптека, цирк, космос, школа, зоопарк, автобус, фотоателье.