История успеха бренда Cartier. Картье: самое интересное о бренде от истоков до наших дней Panthere De Cartier –легендарный символ дома

Как известно, французы всегда славились любовью к изысканным украшениям. И не удивительно, ведь Франция – колыбель многих элитных ювелирных компаний, среди которых особо выделяется Cartier - известный бренд по производству женских и мужских украшений, а также часов и парфюмерии.

Первый успех

Началось все в далеком 1847, когда некий Луи-Франсуа Картье решил купить мастерскую у одного очень известного на тот момент ювелира, чтобы воплотить в жизнь свои идеи по созданию украшений. В то время во Франции было много мастеров, которые знали в совершенстве ювелирное дело, но повезло именно Луи-Франсуа. Через несколько недель после открытия лавки с украшениями туда заглянула одна прелестная дама. Она долго рассматривала ювелирные изделия и в конечном итоге приобрела три брошки. Это стало настоящим успехом для Картье, ведь теперь его фамилия все чаще и чаще была слышна во французском дворе. Дело в том, что дама, которая прикупила себе очаровательные изделия, оказалась графиней Ньеверкер, женой суперинтенданта по искусствам при дворе Наполеона III.

В свое время Луи-Франсуа сделал все для того, чтобы изготовление украшений стало семейным бизнесом. Так, после смерти основателя бренда эстафету по производству красивейших изделий подхватили его сыновья, а затем и внуки основателя торговой марки.

В начале прошлого столетия Картье входит в элиту ювелирных компаний, а его бутики можно найти практически в каждой европейской столице. В 1906 слава этих французских мастеров шагнула и за океан: был открыт первый филиал в Нью-Йорке. В том же году была зарегистрирована сама торговая марка и известный на весь мир логотип-вензель.

Золотые часы от Cartier

Компания Картье решила не останавливаться на производстве только ювелирных украшений, и в 1888 выпускает первые часы под своим брендом. Такое решение не только значительно расширило ассортимент продукции, но и помогло фирме остаться на плаву во время тяжелых лет Первой и Второй мировой войны. В то время французский бренд представляет одну новинку за другой. Сначала это были первые наручные часы для пилотов, затем – удобные часы прямоугольной формы, тонкие и плоские часы для военных и так далее. В последствие эти новинки стали визитной карточкой наравне с ювелирными изделиями.

Так, настоящим хитом стала модель Santos, которую создал внук Луи-Франсуа Картье. Такие часы были разработаны специально для Альберто Сантос-Дюмона, известного летчика Первой мировой войны. Пилот часто жаловался на непрактичность и неудобность использования карманных часов в полете, и модель «наручной» формы стала для него настоящей находкой.

Переквалификация

В середине прошлого столетия кардинально меняется целевая аудитория бренда Cartier. Теперь среди постоянных клиентов торговой марки уже меньше богатых аристократов, но эту нишу удалось успешно занять преуспевающим бизнесменам, деятелям искусства и представителям среднего класса.

Соответственно модная марка несколько удешевляет свою продукцию, а в ее ассортименте появляются зажигалки, ручки, очки, ремни, платки и другие модные аксессуары. Такое направление в последующем получило название «Must», именно с таким слоганом компания двинулась и на парфюмерный рынок в начале 80-х годов.

Новаторские идеи

В прошлом столетии основатель торговой марки Луи-Франсуа Картье стал первым, кто решил использовать изображения насекомых и животных. Именно он ввел моду на различных бабочек, скарабеев и скорпионов из золота и драгоценных камней. Чуть позже он решает отказаться от традиционных золота и серебра , и выбирает благородную платину в качестве основы своих украшений. Луи-Франсуа Картье стал автором множества украшений в стиле «гирлянда», что также можно считать новаторской идеей. 1914 ознаменовался появлением пятнистой шкуры – еще одного фирменного знака Картье. С тех пор силуэт пантеры стал неотъемлемым атрибутом часов. В форме пантеры была изготовлена и известная брошь для герцогини Виндзорской, которая в последствие (а точнее в 1998) была продана на аукционе «Art of Cartier Collection».

Cartier в наши дни

Несмотря на резкое изменение своего ассортимента, Картье был и остается непревзойденным «королем ювелиров». На сегодняшний день, как и сто лет тому назад, данный бренд считается главным законодателем моды на ювелирные изделия.

Сегодня редкое ювелирное мероприятие проходит без участия представителей этого дома, а его влияние на рынок украшений в целом ни возможно переоценить. Если вы заметили какое-то новшество в коллекции данного бренда, то можете быть уверенны – скоро данный тренд окажется на пике популярности. Как и много лет назад, Картье полон вдохновения, удивительных идей и интересных решений. К сожалению, наследникам Луи-Франсуа не удалось уберечь изначальную ювелирную империю. Сегодня бренд – это 14 различных компаний, каждая из которых специализируется на отдельной группе товаров. Данные компании объединяет всеобщая любовь к прекрасному, а, также, знаменитая фамилия и роскошная эмблема, которую можно найти на всех товарах этого бренда.

Специализирующийся на производстве ювелирных изделий и часов, инкрустированных драгоценными камнями, а также различных сувениров и предметов роскоши. Помимо этого бренд выпускает элитный парфюм. Корпорация названа фамилией семьи ювелиров Картье, которая перестала контролировать дела бренда в 1964 году.

История

Под руководством семьи Картье

Компания Cartier была основана Луи-Франсуа Картье (1819-1904) в Париже, в 1847 году. Именно тогда Картье стал во главе ювелирного ателье. Уже в 50-х годах марка начала бурно развиваться, и в 1856 году украшения от Cartier приобрела принцесса Матильда, племянница Наполеона I и кузина императора Наполеона III. С этого момента имя ювелира начало приобретать более широкую известность, а внимание на украшения марки обратили и другие именитые личности.

В течение последующих лет Луи-Франсуа и его сын Альфред открыли собственный магазин в Лондоне и стали придворными ювелирами королевских дворов Англии, Испании и Франции. В 1874 году Альфред взял управление маркой на себя, однако мировую известность ювелирному дому принесли его сыновья – Луи (1875–1942), Пьер (1878-1964) и Жак (1885-1942).

В 1904 году бразильский авиатор Альберто Сантос-Дюмон пожаловался своему другу Луи Картье на непрактичность и неудобство использования карманных часов во время полета. В ответ на жалобу Луи Картье изготовил плоские наручные с характерным квадратным ободком. Изделие понравилось не только Сантосу-Дюмону, но и другим клиентам ювелира, которые с удовольствием заказывали модель для себя. Так на свет появились первые наручные часы для мужчин от Cartier, названные именем «Сантос».

Луи Картье сохранил контроль над парижским отделением бренда, переехав на Rue de la Paix в 1899 году. Он приложил руку к созданию некоторых наиболее известных изделий марки, например «таинственных» часов с прозрачным циферблатом и скрытым механизмом.

В 1907 году Cartier заключили контракт с Эдмондом Джегером, который согласился поставлять механизмы эксклюзивно для их часов. К тому моменту филиалы Cartier располагались в Лондоне, Санкт-Петербурге и многих других крупных городах. Сам же бренд стал одним из самых успешных производителей часов в мире.

В 1907 году в Санкт-Петербурге, в гостинице «Европа» Cartier организовали первую в истории выставку своих работ, экспозиция которой включила в себя различные ювелирные изделия, а также часы Cartier. После этого Картье стали придворными ювелирами царя Николая II.

В 1909 году Пьер Картье создал отрасль Cartier в Нью-Йорке. После окончательного переезда туда в 1917 году, он приобрел особняк с заводом на Пятой авеню. Также в 1909 году к бизнесу присоединился Шарль Жак, который работал с семьей Картье до конца своей жизни.

В 1912 году были представлены модели часов «Baignoire» и «Tortue» (которые производятся до сих пор), а в 1917-м марка презентовала часы под названием «Tank», разработанные Луи Картье, вдохновленным новыми моделями танков, введенных на Западном фронте. Данная модель часов также дошла до наших дней, и за все эти годы была представлена более чем в 30 различных вариациях.

В начале 1920-х годов Cartier заключили договор с Эдвардом Джегером из Jaeger-LeCoultre, согласно которому он производил элементы только для часов Cartier. В этот же период времени Cartier начали нумеровать каждые проданные часы с помощью нанесения на них четырехзначного кода. Жак Картье возглавил лондонское подразделение Cartier.

В 1933 году к команде Cartier присоединилась Жанна Туссен, которая стала директором отделения Fine Jewelry.

В 1942 году была создана знаменитая брошь Cartier «Птица в клетке». Изделие символизирует оккупированную фашистами Францию во время Второй Мировой Войны. В честь освобождения страны Картье изготовили брошь, названную ими «Освобожденная птица».

После смерти Пьера Картье в 1964 году, Жан-Жак Картье (сын Жака), Клод Картье (сын Луи) и Марионн Кладель (дочь Пьера) – владевшие отделениями бренда в Лондоне, Нью-Йорке и Париже соответственно – продали бизнес.

После семьи Картье

В середине 20-го века марка Cartier уже была представлена не только в большинстве европейских столиц, но и в Нью-Йорке. В 1969 году Cartier купили знаменитый грушевидный бриллиант размером в 69.42 карата. Как известно, позже этот драгоценный камень был продан актеру Ричарду Бертону, подарившему его своей жене – Элизабет Тейлор.

В 70-х годах 20-го века Cartier разработали концепцию своих фирменных «Les Must de Cartier», которые были открыты ими в Гонконге, Лондоне и Токио.

В 1972 году группа инвесторов во главе с Джозефом Кануи купила подразделение Cartier Paris. Генеральным директором Cartier стал Алан Доминик Перрин.

В 1974 и 1976 годах соответственно были выкуплены также лондонское и нью-йоркское подразделения. В 1979 году все три филиала были объединены под общим именем «Cartier Monde».

Начало 80-х годов ознаменовалось выходом первого аромата парфюмерной линии Cartier, а также первой и второй коллекции Высокого ювелирного искусства.

В 1982 году, после объединения Cartier с «Les Must de Cartier», была выпущена первая коллекция марки, разработанная Мишель Кануи – «Nouvelle Joaillerie».

В 1984 году был основан «Фонд современного искусства Cartier» («Fondation Cartier pour l’art Contemporain»), целью которого было формирование ассоциации с современными художниками.

В 1986 году французское Министерство культуры назначило Перрина главой комиссии по изучению бизнес-меценатства в сфере искусства. Два года спустя Cartier приобрели контрольный пакет акций Piaget and Baume & Mercier.

В 1989-1990 годах в парижском Musee du Petit Palais прошла первая выставка «Искусство Картье».

В 1991 году Перрин основал комитет Comite International de la Haute Horlogerie для профессионалов часовой промышленности, который стал ежегодным и проходил в Женеве. В следующем году состоялась вторая крупная выставка «Искусство Картье» в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

В 1993 году была сформирована головная компания «Vendome Luxury Group», объединяющая в себе такие бренды, как Cartier, Alfred Dunhill, Montblanc, Piaget, Baume & Mercier, Karl Lagerfeld, Sulka, Hackett и Seeger.

В 1994 году компания представила коллекцию Les Charms d’or de Cartier («Очарование золота Картье»), характеризующуюся нотами ар-деко, темой Великой России и украшенная жемчугом.

В 1995 году в Азии прошла выставка «Antique Collection» от Cartier.

В 1996 году в Фонде Эрмитаж в Швейцарии прошла выставка «Великолепие ювелирных изделий» («Splendours of the Jewellery»), включившая в себя изделия марки, созданные за 150 лет ее существования.

В 1999 году очередная коллекция Cartier была посвящена Парижу и называлась («Париж, новая волна Картье»).

По состоянию на 2012 год компания Cartier принадлежит южноафриканской семье Руперт.


Парфюмерия Cartier

Первый женский парфюм от Cartier вышел в 1981 году и получил название «Must de Cartier». Его флакон, выполненный в виде знаменитой зажигалки Cartier, заключал в себе ноты ванили, бобов тонка, пачули, жасмина и ветивера. Это был сладкий «амбровый» аромат, который переиздали в 1996 году, заключив в новый флакон.

В том же 1981 году Cartier выпустили и мужской аромат под именем «Santos». Так же, как и знаменитые часы, парфюм был посвящен бразильскому летчику Альберту Сантосу-Дюмону.

В 1987 году маркой был создан еще один женский аромат – «Panthere De Cartier», характеризующийся классической цветочно-пудровой композицией с присутствием нот цитрусовых. Аромат был создан известнейшим парфюмером Альберто Марильясом и является единственным парфюмом Cartier, который до сих пор продается в парижском бутике марки. После множества экспериментов и переизданий флакон аромата окончательно принял форму броши «Пантера», выполненной по заказу герцога Виндзорского.

В 1990 году вышел второй мужской парфюм Cartier, созданный Жаком Кавалье и построенный на нотах сандалового дерева и пачули. Аромат получил название «Pasha de Cartier». Флакон, как и прежде, был вдохновлен изделиями марки и представлял собой синтез дизайна граненой ручки и кольца «Тринити» от Cartier. Данный аромат представлен в ассортименте марки по сей день.

В 1995 и 1996 году появились ароматы «So Pretty» и «Must» соответственно. Выход первого был приурочен к столетнему юбилею свадьбы Луи Картье и Андрэ Уорт (Луи любил называть супругу «so pretty»). Аромат «So Pretty» был весьма хорошо принят покупателями и критиками, однако его прекратили выпускать.

В конце 90-х годов очередной аромат от Cartier был создан Жан-Клодом Эллена и посвящен коллекции «Love». Необычный и отличающийся ото всех парфюмов того времени «Declaration» был выполнен на основе кардамона, жасмина, березового дегтя и горького апельсина. Он сочетал в себе абсолютные контрасты, вызывал множество разногласий, но, тем не менее, стал успешным. В дальнейшем свет увидели еще три версии этого парфюма: «Declaration Essense» (2000), «Declaration Bois Bleu» (2001) и «Declaration Cologne» (2010).

В 2000 году компания презентовала мужскую версию аромата «Must de Cartier» — «Must de Cartier pour Homme». Годом позже свет увидел один из интереснейших ароматов марки – «eau de Cartier», посвященный воде. Его автор — Кристин Нагель – использовала в композиции цветы и листья фиалки, цитрусовые, мускус и амбру.

В 2004 году Cartier выпустили парфюм–посвящение Китаю «Le Baiser Du Dragon» («Поцелуй дракона»). Созданный парфюмером Альберто Марильясом, он стал своего рода отражением прочной связи Cartier с культурой этой азиатской страны.

В 2005 году состав парфюмеров компании пополнила Матильда Лоран, возглавившая отделение, направленное на создание эксклюзивных, «заказных» ароматов Cartier.

В 2006 году вышел первый аромат парфюмерной линии «Delices», созданной Кристин Нагель. «Delices» пополнялась новинками вплоть до 2008 года. Ее отличительной чертой стали ноты вишни, присутствующие в каждом парфюме линии в большой дозе.

Первый аромат нового парфюмера Cartier – Матильды Лоран – был презентован в 2008 году и получил название «Roadster». Основными ингредиентами этого сложного и многогранного парфюма стали мята, листья фиалки и лабданум – смола с множеством различных оттенков аромата. За «Roadster» последовала эксклюзивная коллекция ароматов «Les Heures de Parfum», выпущенная в 2009 году и ставшая показателем «фирменного» стиля Матильды Лоран – первого штатного парфюмера компании. Каждый из пяти ароматов данной парфюмерной коллекции посвящен определенному часу времени: I L’Heure Promise (Час Обещаний), IV L’Heure Brilliante (Яркий Час), X L’Heure Folle (Сумасшедший Час), XII L’Heure Mystérieuse (Мистический Час), XIII La Treizième Heure (Тринадцатый Час).

В 2010 году коллекция «Les Heures de Parfum» пополнилась еще тремя ароматами: IV L’Heure Fougueuse (Необузданный Час), VII L’Heure Défendue (Запретный Час) и VIII L’Heure Diaphane (Прозрачный Час).

Официальный сайт Cartier: www.cartier.com

12 сентября 2009, 13:09

Грандиозная история одного из лучших ювелирных домов всех времен началась с небольшой частной мастерской в Париже. Луи-Франсуа Картье купил ее у своего учителя Адольфа Пикарда в 1847 году, чтобы работать над заказами частных клиентов. Эпоха правления Наполеона III, который старался после эпохи войн и волнений вернуть Парижу былое величие. Балы, приемы и праздники делают светскую и придворную жизнь яркой и разнообразной, и это способствует расширению ювелирного бизнеса. Картье процветает благодаря покровительству принцессы Матильды, двоюродной сестры императора и племянницы Наполеона I. Благоволит ювелиру и блистательная императрица Евгения, которая зазывает у него серебряный сервиз.
Бутик Cartier в Париже на Rue de la Paix, 13 Желая сделать свой бизнес семейным, Луи-Франсуа Картье обучает профессии своего сына Альфреда, который в свое время передает ювелирное дело трем своим сыновьям - Луи-Жозефу, Пьер-Камиллу, и Жак-Теодулю. Братья выводят бизнес на поистине интернациональный уровень. Пьер-Камиль едет в Россию, чтобы составить конкуренцию Питеру Карлу Фаберже, также он развивает более тесные отношения с клиентами из мира финансов и промышленности Соединенных Штатов, включая Рокфеллеров, Вандербильтов, Гоулдсов и Фордов.
Альфред Картье с сыновьями
Пьер Картье во время путешествия в Россию Жак едет из Лондона в страны Персидского залива на поиски прекраснейших жемчужин. Он также совершает поездку по Индии и убеждает многих махараджей заменить оправы своих разноцветных драгоценных камней на платиновые, изготовленные в студиях Лондона и Парижа по эскизам Картье. В Париже Луи формирует клиентуру из числа русских аристократов и организует множество визитов и выставок в Санкт-Петербурге. Благодаря использованию платины он возродил и довел до совершенства стиль «Guirlande», популярный в эпоху Людовика XVI. Для возрождения этой революционной технологии потребовалось около 50 лет исследований и экспериментов. Элизабет, королева Бельгии, в украшениях Cartier, 1910 год Супруга султана Ага-Мухаммеда-хан III,1935 год Барбара Хаттон в тиаре Cartier, 1947 год Таким образов представители третьего поколения династии Картье становятся самыми знаменитыми ювелирами во всем мире . Принц Уэльский, позже ставший королем Эдуардом VII, называет Cartier «ювелиром королей, королем ювелиров» . И это не преувеличение, ведь в это время Картье поступают заказы от представителей монархических дворов Великобритании, Франции, Испании, Португалии, России, Таиланда, Греции, Сербии, Бельгии, Италии, Румынии, Египта и Албании. Эта фраза стала своеобразным негласным девизом ювелирного дома. Так теперь называются все крупные выставки «Коллекции Картье».
Платиновая диадема, 1905 год Брошь”Узел” из платины, золота, алмазов 1906
Кольцо Химера, 1928 год
Брошь в стиле ар-деко, 1909 год В Пекине открылась грандиозная выставка «Cartier Treasures: King of Jewellers, Jeweller to Kings». Выставка будет проходить в Императорском дворце Запретного города Пекина с 5 сентября по 22 ноября . На нынешний день «Коллекцию Картье» составляют более 1350 предметов. На выставке в Пекине будет представлено 350 из предметов, и, тем не менее, эта экспозиция станет самой большой за всю историю Cartier. Среди экспонатов - ювелирные украшения, декорированные шкатулки и портсигары, письменные принадлежности, дамские нессесеры, а также знаменитые настольные «часы с секретом», стрелки которых вращаются в хрустале без всякой видимой связи. Выкупленные Картье у частных лиц и на аукционах, эти вещи в свое время принадлежали известным личностям и общественным деятелям, и каждая из них имеет свою историю. Поэтому «Коллекция Картье» дает представление не только об отдельном человеке, но и о стиле жизни в различное время вплоть до наших дней.

Экспозиция с 350 предметами, созданными в период с 1850 по 1970 год, Cartier продолжает свое путешествие по мегаполисам планеты. Это самое главное в мире драгоценное турне стартовало еще в 1989 году, когда музейное собрание Cartier (а его начал комплектовать в 1973-м тогдашний президент Cartier Paris Роберт Хок) уже достаточно разрослось, чтобы быть наконец представленным широкой публике. В 1989-м выставка Cartier состоялась в парижском Petit Palais, а затем отправилась в Санкт-Петербург (1992), Токио (1995), Лозанну (1996), Нью-Йорк (1997), Лондон (1997), Мехико (1999), Чикаго (1999), Берлин (2002), Милан (2003), Шанхай (2004), Киото (2004), Сингапур (2006), Москву (2007), Сеул и Токио (обе - в 2009).
Директор по культурному наследию Cartier Пьер Райнеро перед началом выставки особо отметил интерес Картье к искусству Китая: «Материалы, дизайн, символика, сказки и божества, рожденные в Китае, завораживали Картье. Он использовал их не столько для того, чтобы повторить столь популярную французскую версию китайского искусства, сколько ради их внутренней красоты. Таким образом, подход Картье к Китаю – это подход стилиста и ювелира, который старается передать смысл». Выставка «Cartier Treasures: King of Jewellers, Jeweller to Kings», Императорский дворец Запретного города Пекина, 5 сентября - 22 ноября 100 лет Cartier в Нью-Йорке "Это был человек большого прагматического ума, рожденный для того, чтобы стать бизнесменом" - так пишет о Пьере исследователь Cartier историк Ханс Надельхоффер.
Счастье и успех семьи Картье были связаны с этой троицей. Старший брат Луи (1875-1942), рисовальщик, аристократ по духу, женатый на венгерской княжне, возглавил отделение Cartier в Париже. Жак (1884-1942), историк искусств, коллекционер, по настоянию отца выбрал Лондон. А средний Пьер (1878-1965), мечтавший в юности о карьере посла, отправился за океан. Войти в круги высшего общества Америки было совсем не просто, но Пьеру удалось: он женился на дочери крупного магната из штата Миссури Эльме Рамзей. Пьер Картье открыл в 1909 году первый американский магазин Cartier - на Пятой авеню Нью-Йорка . Драгоценности и часы французского дома не были новинками для американской публики. Состоятельные американцы впервые стали клиентами французских домов роскоши еще в середине 1870-х годов: после падения Второй империи средств на покупку предметов роскоши у европейской аристократии и бизнеса не было. Спасали американцы и русские. К 1909 году Cartier в Новом Свете знали и любили. Между тем были и свои особенности в работе "посольств Cartier". Братья Картье знали, что каждая страна имеет собственные художественные пристрастия, вкусы. Поэтому братья выбрали хитрый ход - производство украшений, часов, предметов интерьера, которые маркировались не просто общим логотипом Cartier, а именовались Cartier Paris, Cartier London, Cartier New York. У каждого отделения Cartier был собственный посол, известная персона, служившая проводником, Вергилием, помогавшим клиентам понять философию марки и в конечном счете сделать ценный покупательский взнос. В Париже таким "послом" была Жанна Туссен, светская дама, подруга Кокто и Шанель, муза Луи Картье, возглавившая после его смерти в 1942 году арт-отдел парижского отделения. Лондонскому отделению помогал знаменитый французский денди Бони де Кастельян. Однако американскому отделу требовался человек более прагматичный, чем ловкий денди и роковая гранд-дама. Друг Пьера Картье сын антикварного дилера Жюль Глензер, обладатель, как тогда шутили, самой толстой записной книжки в США с адресами и телефонами олигархов, банкиров, индустриальных магнатов, голливудских звезд и политиков, и вывел американское отделение Cartier в "большой свет", сделав французской дом трендсеттером гламурной жизни. 1930-е, великая коктейльная эпоха, "золотой век Голливуда", стали для Cartier New York временем огромных продаж и больших художественных открытый. Причем добиться таких успехов Cartier было непросто: на этом рынке были и свои национальные игроки, прежде всего Tiffany & Co. и Harry Winston. Конечно, осложняли жизнь дома Mauboussin и Van Cleef & Arpels. Пьер Картье прожил жизнь более длинную, чем его родные братья. В конце 1940-х он передал дела племяннику, сыну Луи Клоду, а сам вернулся в Париж, чтобы встать во главе Cartier Paris. Он умер в 1965-м, и после его смерти семейный дом Cartier был распродан по частям: отдельно друг от друга существовали Paris, London, New York. Собрать отделения вместе удалось в 1972-м. Сегодня Cartier - это гигантская международная бизнес-империя, стоящая, впрочем, на старых трех китах - Cartier Paris, Cartier London, Cartier New York. Бутик в Нью-Йорке 712 номер на Пятой авеню стал счастливым для Cartier
Cartier привез в Америку передовое французское ювелирное искусство Бутик в Нью-Йорке 712 номер на Пятой авеню стал счастливым для Cartier Глория Свенсон с браслетами Cartier, 1930
Украшение для прически, Cartier New York, начало 1910-х ELLE Россия, Коммерсантъ

(1819-1904) французский ювелир

Имя Картье давно ассоциируется с изящными ювелирными изделиями, которые традиционно поставлялись королевским домам всего мира. Расхожей стала фраза: «Картье - ювелир королей и король ювелиров».

Со временем изящные, отделанные золотом, эмалями, драгоценными камнями часы, пудреницы, футляры, несессеры и флаконы для духов стали покупать известные деятели искусства: М. Дитрих, О. Хепберн, Ш. Азнавур, Э. Джон, О. Мути. И сегодня в мире считается престижным иметь одну-две вещи от Картье.

Родоначальник династии, Пьер Картье, специализировался на изготовлении пудрениц и изобретении узоров рукояток. Он приучил к ремеслу своего сына Луи Франсуа, обучавшегося у М. Пикарда и принявшего по настоянию отца его ювелирное производство. В 1847 г. Луи открыл мастерскую и магазин в доме 31 по улице Монтергей в Париже. Ему оказывала покровительство принцесса Матильда, кузина Наполеона III, это помогало привлечь богатых покупателей.

Луи Картье стал знаменитым благодаря своим флаконам, внешняя сторона которых имела изящную рамку с инициалами владельца.

После открытия магазина работа буквально закипела, началось изготовление изделий, которые смогли бы удовлетворить самый изысканный вкус покупателя любого пола. Каждая дизайнерская находка сразу же апробировалась, фирма прославилась и своими экспериментальными поисками. Сфера интересов Картье оказалась весьма разнообразной: от отдельных разработок до производства самых разнообразных ювелирных изделий, включая украшения и предметы интерьера.

В 1859 году Луи начал сотрудничать с известным английским модельером Чарльзом Бортом, вместе они создавали единые ансамбли, закладывая основы «высокой моды». Изящные туалеты Ворта прекрасно дополнялись блеском драгоценных камней в украшениях Картье. Подобные новинки стали пользоваться невероятным спросом. В 1867 г. на выставке аристократы всего мира любовались изделиями фирмы Картье и были буквально очарованы ими.

До конца XIX в. дом Картье в основном продолжал изготавливать штучную продукцию, выпускавшуюся для богатейших людей мира. Более массовое производство было связано с именем сына Луи, Альфреда Картье, который в 1874 г. возглавил фирму и вскоре представил несколько интересных разработок, рассчитанных на менее состоятельных покупателей. Он выступил в качестве оборотистого предпринимателя: проявив деловую хватку, сумел поправить дела фирмы, ухудшившиеся во время франко-прусской войны, когда сверхдорогие изделия не пользовались спросом. Альфреду удалось восстановить репутацию фирмы в Европе.

В конце девяностых годов было предпринято важное решение: офис переместили на улицу Мира, считавшуюся ювелирным и дизайнерским центром Парижа. Практически ежегодно фирма удивляла своих покупателей. Например, в 1896 г. Картье представили своеобразную конструкцию на основе платины вместо обычно использовавшихся золота и серебра. Размещенные на платине камни производили особое впечатление, дополнявшееся слегка золотистым цветом металла. Массивность изделия не смутила заказчиков, увидевших в подобном сочетании особое очарование.

Сам Картье видел в новом материале практически неограниченные возможности, сочетание прочности и гибкости позволяло воплощать разнообразные задумки ювелира. Он как бы вышивал по платине драгоценными камнями.

К концу XIX в. Альфред перешел от изготовления драгоценностей и предметов искусства к созданию часов. Он попытался возродить традицию создания настольных часов и преуспел: его изделия отличались совершенством, причем каждое последующее не походило на предыдущее.

Первые настольные часы были созданы для королевских семей Востока, Греции и Англии. В 1904 г. появились первые наручные часы, созданные специально для бразильского пилота Сантоса Дюмона. Часы смелого и, можно даже сказать, эксцентричного дизайна стали одним из характерных изделий фирмы. Полагают, что они были проданы 400 000 покупателей.

Позже, в 1919 г., появились часы «Танк», по очертанию корпуса напоминавшие боевую машину. Они были созданы в память командующего американскими экспедиционными войсками генерала Джонса. Невероятный успех модели привел к появлению ее улучшенного варианта в 1922 году.

Заручившись поддержкой ведущих часовых производителей Культье, Мовадо и Элбеля, Картье смог выпустить несколько совместных разработок. Специально для паши из Марракеша в 1932 г. были созданы первые в мире водонепроницаемые часы «Роскошь».

Поиск новых идей и расширение рынков сбыта продолжились и после смерти Луи Картье. XX век ознаменовался постепенным продвижением изделий фирмы на мировой рынок. В1902 г. было открыто дочернее предприятие в Лондоне, управление делами там принял на себя Жак, один из сыновей Альфреда Картье. Другие направления были связаны с деятельностью его братьев Пьера и Луи. Они основали отделения в Нью-Йорке, Москве и на Востоке.

Пьер Картье постепенно выходил на русский рынок. В 1904 г. он приехал в Россию с выставкой драгоценных изделий. Побывавший на ней император Николай II был потрясен качеством работы и невероятной красотой камней. Вскоре в Москве и Петербурге были открыты магазины фирмы. Городской совет Парижа обратился к Картье с просьбой изготовить для русского царя подарочное пасхальное яйцо. Судьба изделия оказалась мистической: после смерти Николая II оно было утрачено и лишь через много лет обнаружилось в коллекции нью-йоркского музея «Метрополитен». Альфред сам изучал работы старых русских мастеров и заставил сына поработать в ювелирных мастерских. Пьер пробыл в России в течение трех лет. К сожалению, только десять процентов сделанных им изделий сегодня находятся в России. Большой интерес к изделиям фирмы проявился в 1925 г. во время Парижской выставки декоративных искусств. Тогда дом Картье представил свои разработки, ставшие изящным дополнением к демонстрировавшимися вместе с ними платьями.

Семья продолжала работать вместе, причем под именем Картье работали как члены семейного клана, так и привлекаемые специалисты. Перед войной открылись филиалы фирмы в Каннах (в 1935 г.) и Монте-Карло (в 1938 г.).

В 1939 г. самые маленькие наручные часы Картье были подарены британской наследной принцессе Елизавете. Став королевой, она неоднократно пополняла свою коллекцию драгоценностей изделиями от Картье. Английская корона по достоинству ценила его заслуги: в 1904 г. король Эдуард VII пожаловал дому Картье звание поставщика его двора. К 1939 году пятнадцать королевских семей удостоили этой чести дом Картье.

В 1941 г. мастера фирмы изготовили «Птицу в клетке» - необычайное изделие из золота со вставками из драгоценных камней. Сотрудники фирмы не только занимались творчеством, но и стремились помочь патриотам в борьбе с фашизмом. Сам Картье выступил финансовым гарантом и организовал сбор средств для формирования армии генерала де Голля. С его помощью удалось собрать значительную сумму. Лондонский офис его фирмы стал местом размещения штаб-квартиры французского командования.

Когда немцы оккупировали Париж, Би-Би-Си вело трансляцию речи де Голля из лондонского офиса Жака Картье. В знак победы ювелиры изготовили брошь «Освобожденная птица». Правительство Франции в свою очередь отметило Картье высокой военной наградой.

Изготовление военных атрибутов стало после войны еще одним направлением деятельности фирмы. Вначале был изготовлен жезл для маршала Фохта. По предложению герцога де Граммона мастера Картье изготовляют шпаги, которые традиционно вручаются каждому принятому во Французскую Академию. Рукоятки, сделанные в этих мастерских, считаются подлинными произведениями ювелирного искусства.

До войны дом Картье разрабатывал идею создания собственных духов, но ее смогли осуществить только в 1981 году, когда появились духи «Must» и «Santos». Постепенно к ним добавились новые разновидности, включая и мужскую туалетную воду «Pasha».

Как обычно, продумывались все детали, начиная от аромата и названия духов и кончая формой флакона и материала, из которого он изготавливался. Так, духи «Must» как бы реализовывали традиционный для фирмы принцип: «Вы должны иметь это от Картье». В конце девяностых появилась другая новинка - «So Pretty». Цветочный аромат был составлен из наиболее дорогостоящих эссенций.

К своему юбилею фирма подготовила новый парфюмерный шедевр «Declaration», выразив таким образом своеобразное признание тем покупателям, которые оставались верными Картье. Не случайно флакон был огранен в форме сердца с изящной надписью.

До начала шестидесятых годов отделения фирмы в Париже, Лондоне и Нью-Йорке функционировали как общее семейное предприятие. Но в 1962 г. было продано нью-йоркское, а в 1965 г. и парижское отделения. В 1979 г. была проведена реорганизация фирмы, начавшей функционировать как мировая фирма Картье. Сегодня существует почти 2000 их бутиков, их можно встретить в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже, Лондоне, Гонконге.

Вскоре после представления французского варианта «Танка» в Москве на Кузнецком мосту также был открыт бутик. Одним из первых в нем побывал известный певец Ш. Азнавур, получивший в подарок именные часы с первым порядковым номером.

Существует интересная версия, как Картье пришли к своеобразному сочетанию металлов и драгоценных камней. Марина де Бурбон, жена одного из представителей древнего рода, владелица антикварного магазинчика, полагает, что логотип Картье появился благодаря Ж. Кокто, который заказал три кольца из разноцветного золота - белого, красного и желтого. Переплетенные колечки и стали символом фирмы.

Сотрудничество Ж. Кокто с фирмой Картье продолжалось на протяжении ряда лет. Поэту и режиссеру принадлежит фраза: «Фальшивые бриллианты не отбрасывают таких огненных блесков, как настоящие». Он попросил Л. Картье изготовить «бриллиантовые слезы», которые были использованы в картине «Красавица и чудовище».

Многолетняя связь фирмы с кино осуществляется по нескольким направлениям. Драгоценности Картье украшали звезд как на экране, так и на светских мероприятиях.

Мэрилин Монро-воспела драгоценности Картье в картине «Джентльмены предпочитают блондинок». Впервые же драгоценности фирмы представил в 1926 году Р. Валентино: в фильме «Сын шейха» он носит часы знаменитой фирмы. Наиболее обширной считается коллекция Э. Тейлор. Она является обладательницей бриллиантового колье с большим голубым сапфиром. Украшающие колье бриллианты были получены после разрезания алмаза достоинством в 64 карата.

– величайший бренд ювелирных украшений и различных предметов роскоши родом из Франции. Помимо этого лейбл специализируется на производстве элитного парфюма. Разнообразность производимой продукции заставляет почувствовать величие и масштабность драгоценного мира искусств. Дальше в статье вы сможете заглянуть почти в каждый раздел и узнать то, что только можно узнать про этот удивительный и необозримый глазом мир.

История создания бренда Cartier (Картье)

Создатель бренда - Луи-Франсуа Картье – искусный ювелир, который оставил следующим поколениям огромный потенциал для развития и продвижения дела. Он родился в небогатой семье (дело обстояло в девятнадцатом веке), которая проживала в скромном районе Франции. Его отец занимался изготовлением и продажей рожков для пороха и имел собственный небольшой магазинчик. Еще мальчиком Луи-Франсуа проявил огромное стремление к искусству. Отец, видя тягу и увлечения своего сына, решил отдать его учиться ювелирному делу к очень хорошему мастеру по золоту - Адольфу Пикару. Дела у них обстояли «не очень» и по этому, мать Луи была против этого спонтанного решения. По ее словам прибыльней заниматься порохом, ежели золотом, и вся эта учеба - пустая трата времени. Несмотря на все сомнения Луи выучился ювелирному делу и в 1847 году (тогда ему уже было 28 лет) выкупил мастерскую у своего же мастера и стал зарабатывать производством украшений. Первый шаг к успеху заключался в том, что молодой мастер не повторял соседних ювелиров, а создавал новые формы, виды, и даже изделия сам. Он первый кто придумал использовать в ювелирном деле платину. По его экспериментам было выяснено, что именно и только на платине могло удержаться огромное количество драгоценных камней. Луи – Франсуа первый стал делать свои изделия «с насекомых». На его прилавках появлялись бабочки, жучки, скорпионы. Никто тогда даже не задумывался о том, как мог бы привлекательно выглядеть мотылёк в волосах девушки. Вскоре, Луи переносит свой магазинчик на более оживленную улицу - Нев-де-Пети-Шан, совсем рядом с Биржи и Пале-Рояля. Процветание лавки Луи пришло не только из-за одного этого. Однажды ему по счастливой случайности заглянула графиня Ньеверкерк - супруга известного суперинтенданта по изящным искусствам. Она купила у него целых три золотые брошки! Но на этом его успех не заканчивается. Мало того, что она купила чуть ли не самые дорогие его изделия, так она рассказала про него почти всем своим знакомым, а в числе них были: принцесса Матильда(которая являлась племянницей Наполеона Банопарта), императрица Евгения и многие другие высокопоставленные лица. Представьте, только за три года эти три подруги приобрели у начинающего ювелира более двухсот изделий ручной работы! Что ж, и все это не случайно, а очень даже по заслугам. Луи-Франсуа был выдающимся художником. Никто не мог сравниться с его мастерством, никто лучше него не могу создавать новые формы, в сочетании с древними традициями и новыми тенденциями моды. Шли года, и его дело начинало принимать величественные обороты. В 1898 году Луи вместе с сыном Альфредом, у которого были тоже уже свои сыновья: Луи-Жозеф, Пьер, и маленький Жак, открыли магазин на центральной парижской улице де ла Пэ. После смерти Луи - Франсуа дело перешло не его сыну, а внуку – Луи-Жозефу – самому талантливому из всех. Это произошло когда ему было всего 23 года. Луи младший никого не подвел, ни отца, ни дедушку, и вскоре после перехода лавки в его руки семейный бизнес приобрел более высокий уровень. Луи создал новый стиль, изделия которого имели огромный спрос у клиентов. Луи продвигал свой бизнес и уже в 1907 году он открыл еще несколько магазинов, в том числе и в Санкт-Петербурге. Год спустя открывается еще один магазин, теперь уже в Нью – Йорке, главенствующую роль которой взял на себя Пьер Картье. Сам же Пьер через два года предлагает сделать логотип их компании. Предложенная идея была принята со всех сторон. Переплетенные две буквы «C», которые нам так знакомы не понаслышке, появились в 1910 году. Позже Картье стали выпускать часы самых необычных форм. Так в 1906 году были выпущены уникальные наручные часы специально для машинистов самолета, а в 1919 году потрясающе тонкие часы «танк».

Бренд Cartier (Картье) в наши дни

Сейчас это одна из самых известнейших марок мира, прославленная производством неповторимых и потрясающих ювелирных изделий. С 1964 года бизнесом перестала управлять династия Картье. Известно, что двоюродные братья и сестра (Жан-Жак Картье, Клод Картье и Марионн Кладель) приняли это решение после смерти Пьера Картье. Во главе бренда стал Алан Доминик Перрин. Но вскоре фирму выкупила богатая семья Руперт которая до сих пор владеет ей. Со второй половины XX века прилавок пополнила новая продукция, в том числе и духи. Сейчас наиболее известные под названиями «So Pretty», «Panthere De Cartier» и «eau de Cartier».

О создателе бренда Cartier (Картье)

Луи-Франсуа Картье появился на свет в 1819 году, а умер в 1904 году. Всю свою жизнь он посвятил воплощению своей мечты. Он отдавался своему делу «без остатка». Благодаря его трудам и начинаниям сейчас мы можем пользоваться такой качественной и изысканной, неповторимой продукцией величайшей марки «Cartier».